ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ «БЕРЁЗКА» им. Н. С. НАДЕЖДИНОЙ

Об ансамбле

Всемирно известный Государственный Академический хореографический ансамбль «Березка» образован в 1948 г. выдающимся хореографом XX века Надеждой Надеждиной.

Как человек высочайшей культуры и эрудиции, Надежда Надеждина хорошо знала, какие богатства таятся в творчестве русского народа. Благодаря своему таланту мастера-сочинителя, драматурга и режиссера, она сумела восстановить связь времён и крепко связать в одно единое целое два глубинных пласта отечественной культуры. В ее постановках объединились исконно русский народный девичий хоровод, и профессиональный русский балет. В каждой танцевальной композиции Ансамбля изящно раскрывается душа русского народа. Надеждина подарила нашей стране прекрасное наследие, которым уже 70 лет восхищается весь мир. Хореография Ансамбля отличается необыкновенной простотой и абсолютной гармонией. Сочиненный Н. Надеждиной девичий хоровод на тему русской народной песни «Во поле березонька стояла», не оставляет равнодушным ни одного зрителя, а хороводы «Березки» завораживают всех своим уникальным «плывущим» шагом!

Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда Н.С. Надеждина с энтузиазмом руководила своим детищем до последних дней жизни. Более чем за 30-летнюю творческую жизнь Н. Надеждина создала целое созвездие уникальных шедевров. Творческое наследие Надежды Надеждиной объединило более 40 постановок.

В 1979 году, после кончины Н. С. Надеждиной, художественным руководителем стала Народная артистка СССР Мира Кольцова, солистка «Березки», ученица и последовательница Н. С. Надеждиной. Мира Кольцова не только сохранила творческое наследие Надеждиной, но и обогатила репертуар ансамбля новыми постановками. «Надеждинские шедевры» и сегодня занимают центральное место в репертуаре, а ансамбль с гордостью носит имя своего создателя – Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» имени Н.С. Надеждиной.

Каждое выступление ансамбля имеет огромное значение. Сочетая в себе высокий профессионализм с безграничной любовью к Родине, творчество Ансамбля тонко передает быт и натуру русского человека, наполняет сознание молодого поколения глубокой духовностью, неувядаемой красотой русской природы, формирует чувства любви и благодарности к старшему поколению, приобщает молодежь к великим истокам, сокровищнице отечественной культуры и искусства.

Гастроли ансамбля всегда сопровождаются триумфальным успехом. Творениям Надежды Надеждиной восторженно аплодируют на всех континентах планеты и по сей день. За все годы концертной деятельности, выступления «Березки» видели десятки миллионов зрителей, а по сведениям прессы, ансамбль «Березка» прошёл «плывущим» шагом расстояние, превышающее длину экватора.

Сегодня «Берёзка» – в своем роде единственный танцевальный коллектив, являющийся ярким символом России!

Надеждина Надежда Сергеевна (21.05/ 03.06.1908. Вильнюс — 10.10.1979, Москва) – танцовщица, балетмейстер. Народная артистка СССР 1966). Лауреат Государственной премии (1950). Окончила в 1924 школе Волынского в Петрограде (педагоги- Н. Легат. А. Монахов, А. Ваганова). С 1925 по 1934 являлась характерной танцовщицей Большого театра. Одновременно выступала на эстраде. Со второй половины 30-х гг. начала делать постановки в самодеятельности. С 1941 балетмейстер ансамблей Сибирского военного округа и Карельского фронта. В 1943-1948 совмещала должность балетмейстера Русского народного хора Калининской филармонии с работой в Мосэстраде, где поставила ряд номеров. В том числе в программе театра «Эрмитаж» – Москва победная» (1945), «Танец с кастаньетами» для Г. Леман и Т. Гумбург, массовый номер «Креолки» с солисткой О. Всеволодской. В 1948 Надеждина создала девичий хоровод «Березка». Его успех предрешил возникновение в том же году танцевального ансамбля того же названия. Уже в первых танцах — «Цепочка», «Лебедушка», Сударушка» – возникал образ русской красавицы с присущей ей повадкой, спокойной, исполненной внутреннего достоинства пластикой (использовался медленный, скользящий ход, создающий впечатление, что танцовщицы плывут павами»). Все программы начинаются хороводом «Березка». Первыми солистами ансамбля стали: Н.Дойникова, Д. Агафонова, Н. Рябова. Л.Суворова. Л. Тарасова. Л. Барашкова; композитор К. Кузнецов. В 1959 ансамбль пополнился мужской группой, что позволило разнообразить репертуар. Надеждина вводит мужчин в ранее созданные номера: «Перепляс», «Тройка», Топотуха», ставит для них новые: «Балагуры», Холостяки», «Ямщики», «Большой казачий пляс» и др., в которых особенно выделились: В Марчук. Л. Одинцов. А. Медведев, М.Хомяков.

Для творческого метода Надеждиной характерно не столько точное следование танцевальному фольклору, сколько создание свободных композиции на темы русских народных ремесел, вышивок, орнаментов. Они угадываются в постоянно меняющемся рисунке ее хороводов, которые хочется назвать своеобразной «хореографической геометрией», наполненной эмоциональным содержанием. Верным сотрудником и единомышленником Надеждиной являлась художник Л. Силич, искавшая обобщенные сценические формы народной одежды. В 60-х гг. Надеждина вводит в свои постановки, как дополнительную краску, вокал, что потребовало от исполнителей соответствующих данных. В эти годы Н. созданы: «Узоры», вторые редакции «Времен года» и четыре вальса «Березка». В 70-е гг. триптих «Русский фарфор», «Праздничная плясовая». «Северяночка». В этот период ведущей солисткой ансамбля становится М. Кольцова. Ее внешность и артистизм как бы олицетворяли стиль ансамбля «Березка». Закономерно, что после смерти Надеждиной она возглавила ансамбль. Надеждина в свое время доверяла ей постановку отдельных танцевальных фрагментов, а теоретические знания были приобретены Кольцовой на кафедре театроведения ГИТИС, который она окончила в 1973. Кольцова не только восстанавливает выпавшие из репертуара старые номера (Сюиту «Времена года», «Цепочку» и др.), но и развивает творческие принципы Надеждиной, осуществляя собственные постановки: номера «Кружевницы», «Радуга», «Раздольная», «Петрушка», «Лесорубы», романс “Воспоминание” и цикл жанровых сцен — «Московский двор». В них солируют: Е. Гришкова, О. Каллиопина. И. Худякова, К. Журавлева, Н. Степанов, Ю. Евтушенко, художник Л. Силич, дирижер Л. Смирнов. Большую помощь в постановочной работе Надеждиной и Кольцовой оказывал балетмейстер П. Малиновский, который работал в ансамбле «Березка» с конца 70-х гг.  С ансамблем сотрудничают композиторы: В. Корнев, В. Темпов. Е. Дербенко, Ф. Кольцов.

Из истории.

Однажды Надежда Сергеевна увидела на старинной литографии хоровод: девушки держали в руках веточки берёзы. В этом изображении она нашла не просто интересную идею для танца, но и поймала свою «синюю птицу», изменившую всю её жизнь.

Первыми исполнительницами хоровода с веточками берёзы в руках стали молодые колхозницы Калининской области, участницы фестиваля сельских талантов.

Сразу же он полюбился и профессиональным танцовщицам. В июне 1948 года они в первый раз показали хоровод на площадке летнего эстрадного театра «Эрмитаж».

Московские зрители и пресса называли этот танец «Берёзкой», что и дало имя хороводу, а впоследствии и ансамблю.

И вот уже почти 70 лет этот чудесный девичий хоровод завораживает зрителей неким диковинным, неслышным, «плывущим» ходом.

Народная артистка СССР

Мира Михайловна Кольцова

Достойной преемницей и наследницей Н.С. Надеждиной стала её ученица и последовательница Мира Михайловна Кольцова.

Под художественным руководством М. М. Кольцовой неповторимое искусство “Берёзки” получило дальнейшее развитие. Мира Михайловна претворила в жизнь идею Надежды Сергеевны и собрала в единую программу хореографический цикл “Времена года”. Концертные программы ансамбля украшают сочиненные М.М.Кольцовой хороводы “Ожерелье”, “Радуга”, “Кружевницы”, “Осенний хоровод”, “Колокольцы”, хороводная плясовая “Раздольная”, Кадриль “Хохломская скамейка”, композиция “Песнь труду”. Хореографическая сюита “Защитникам Отечества посвящается…” в лирическом воплощении раскрывает героическую тему. В масштабной народной картине “Петрушка” каждая фигура колоритна и имеет свою пластическую характеристику. А танцевально-игровое действо “Московский двор”, авторский спектакль-балет, оценен широкой общественностью, как новый шаг в искусстве “Берёзки”. Исполнительское и балетмейстерское творчество М. М. Кольцовой получило мировое признание. Ее личный вклад в развитие современной русской хореографии огромен. Молодые исполнители постигают в самобытной школе М. М. Кольцовой дух русского народного сценического танца, его философию и поэзию.

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Неоценимый вклад в музыкальную палитру ансамбля внесли солисты-баянисты, прекрасные композиторы Евгений Кузнецов и Виктор Темнов, которые открыли для ансамбля направление авторской музыки. В разное время созданы номера на музыку Владимира Корнева, Геннадия Львова, Леонида Смирнова, Игоря Остроухова. В хореографических композициях звучат произведения Александры Пахмутовой, Александра Аверкина, Александра Холминова, Игоря Матвиенко, Евгения Дербенко.

СМИРНОВ Леонид Константинович родился и вырос в Москве. В 1954 году был принят в музыкальное училище им. Октябрьской революции еще до окончания музыкальной школы. Во время учебы в училище становится Лауреатом III Всесоюзного Фестиваля советской молодежи в Москве как солист и в составе септета тембровых баянов (1957). В 1963 году закончил ГМПИ им. Гнесиных, получив квалификации солиста-баяниста и дирижера. После окончания института по распределению уехал в Тюмень, где три года работал заведующим отделом народных инструментов в музыкальном училище, преподавал баян и дирижирование. Свою работу в коллективе начал баянистом в 1967 году, куда его пригласил А. Ильин. Подготовив для прослушивания танец с баяном, Леонид Смирнов понравился руководству ансамбля и был принят на работу. Л. К. Смирнов принял участие как артист балета и баянист в постановке таких номеров золотого фонда ансамбля «Берёзки» как «Холостяки», «Проходка», «Сибирская сюита», «Ямщики», «По плашке» и другие. Осуществлял подготовку музыкального материала танца «Комарик» и сюиты «Московский двор». Совершенное владение стилем исполнения музыкальных произведений, присущим только характеру ансамбля «Березка» и его оркестру, глубокое знание всех нюансов и тонкостей репертуара позволили Л. К. Смирнову быть избранным на должность главного дирижера оркестра. Его мастерство является в своем роде уникальным, ведь он управляет оркестром не держа в руках дирижерскую палочку, а играя на баяне свою сольную партию.

Большое значение в современной истории ансамбля имеет творческий союз с композитором Филиппом Кольцовым, в буквальном смысле выросшим на репертуаре коллектива. Он тонко чувствует стилистику и особенность ансамбля “Берёзка”, вносит новые краски и создает не только музыку, но и поэтические произведения специально для коллектива.

 

Хоровод “Берёзка” – визитная карточка ансамбля.

Русский девичий хоровод «Берёзка»
Постановка Героя Социалистического Труда, народной артистки СССР, лауреата Государственной премии СССР Надежды Надеждиной
Музыкальная обработка заслуженного артиста России Евгения Кузнецова
Художник по костюмам – заслуженный деятель искусств России Любовь Силич

Русский девичий хоровод «Берёзка» явился родоначальником не только ансамбля, но и нового стиля в русской сценической хореографии. Он неизменно вот уже более шестидесяти лет открывает программу всех концертов ансамбля и стал «визитной карточкой» коллектива.

Сущность нового стиля, созданного в ансамбле «Берёзка», заключается в синтезе народного танцевального фольклора и школы классического танца. Такой сплав дал возможность передать со сцены подлинную поэзию, внутреннюю силу и красоту русского народного танца. Однако, Надежда Сергеевна Надеждина никогда не занималась обработкой конкретных фольклорных подлинников.

Основой её творчества служит рождённый в народе художественный образ, независимо, где она его находит – в песне, частушке, поэтическом сравнении, в фигуре танца или в простой поговорке.

В хороводе «Берёзка» двадцать девушек (в настоящее время шестнадцать исполнительниц) в длинных сарафанах неслышно идут по сцене, «плывут» – говорят зрители.
Все статные, с горделивой осанкой, с каким-то особым ореолом внутреннего озарения. Льётся мелодия русской песни «Во поле берёзка стояла…» и зрители ощущает волнующую поэзию России с её безбрежными далями, берёзовыми рощами, с её красотой.
Необычность хороводу «Берёзка» придаёт совершенно своеобразная манера держаться, едва уловимая изменчивость мягких, женственных линий пластики танцовщиц, особая лёгкость и плавность поступи, удивительная певучесть, непрерывность движений. Заиграет музыка – и девушки, подобно статуэточкам, начнут передвигаться по сцене, выстраивать замысловатые фигуры. Но основным положением в этом танце является круг – это самая распространённая на Руси фигура хоровода, олицетворяющая солнце.

Удивителен до сих пор тот момент, когда девушки из угловых четверок и троек выстраиваются в единый круг, он и сегодня вызывает шквал аплодисментов. Ход «Березки» является некой тайной, которая бережно передается от старшего поколения к молодым артистам, но в строжайшем секрете держится от посторонних глаз.

Несомненно, одну из важнейших ролей в создании образа «Березки» играет сценический костюм.

Особый стиль хореографии, созданный Надеждой Надеждиной, требует создания и особого стиля костюма. Так же, как Надежда Сергеевна не переносила на сцену конкретные фольклорные танцы, так и художник по костюмам должен был создать совершенно новый образ, соответствующий задумке балетмейстера. Для хоровода «Берёзка» были изготовлены широкие красные сарафаны из тяжёлой ткани (ведь особый «плывущий» шаг должен был быть скрыт под специальной нижней юбкой и складками сарафана). Использование же лёгкой ткани могло помешать балетмейстеру добиться необходимого результата в техническом исполнении артистками особого шага и перестроений, смене танцевальных фигур, эффекта движущегося диска сцены. Под сарафаны надевалась белая блузка с кружевами и элегантным неброским орнаментом на рукавах. Раскрытию образа трогательной нежности и чистоты способствует бело-красная цветовая гамма, что издревле на Руси считалось воплощением радости, солнца, света, а на сцене становится своеобразным символом славянской старины, не нарушая при этом современности восприятия.

Образ девушек в этом хороводе ассоциируется с образом русской природы. На голове у девушек был надет жёлтый платочек, который олицетворял солнце (впоследствии головной убор сменялся на белый или красный небольшой кокошник). В правой руке – голубой платочек, как символ голубого неба, бескрайних рек и озёр.

Он будто оживает в процессе развития танца и танцует вместе с девушками. И, наконец, самый главный аксессуар в костюме хоровода «Берёзка» – это веточка берёзки. Тонкая и нежная, с трепещущими молодыми листочками. Тогда, в 1948 году, веточки в руках у девушек были натуральными. По прошествии лет веточки для этого хоровода изготавливались из искусственных материалов, что даёт некую мобильность, облегчает транспортировку реквизита при большом количестве гастролей ансамбля.

В наши дни костюм остался практически не изменённым: тяжёлый красный сарафан из шерсти, длина которого такова, что ноги артисток абсолютно не видны, и в этом заключается весь секрет; белая блузка с орнаментом и кружевным «окошечком» на рукаве; красный кокошник; голубой платочек в правой руке и зелёная веточка берёзки в левой. И, конечно, неповторимый взгляд исполнительниц хоровода!..

Этот номер до сих пор не потерял своей актуальности, именно он вызывает множество эмоций. Плывут девушки по сцене в хороводе, как будто огибают весь Земной шар и рассказывают языком танца о русской природе, о широте русской души и о женской нежной красоте.